История храма

В 1683 году на пустоши Вышнее Чернево Яков и Никита Таракановы поставили для себя двор и построили деревянный храм в честь Рождества Христова, отчего пустошь стала называться селом Вышнее Чернево. В 1709 храм упоминается как деревянный, а в 1722 уже говорится о каменном:

«Иван Пакратьев сын Любач и крестьянин Данило Екимов сын Ирхин дали они сию на себя запись полковнику Алексею Ивановичу Тараканову, в том, что подрядились в Подмосковной ево вотчине в селе Чернево построить церковь каменную и делать им церковь крестообразную, грановитую»

Первыми клириками храма были священник Алексей Иванов, служивший здесь с момента постройки деревянного храма в 1683 году по 1709, а с 1704 года – дьячек Алексей Климов и пономарь Матвей Григорьев.

Храм был типичным вотчинным начала XVIII века – небольшой, кирпичный, рассчитанный на моление одной семьи и их челяди. Он был самой высокой постройкой в усадьбе и некогда возвышался над всей округой. Для постройки выбрали тип лепесткового в плане здания, распространённый с конца XVII века. Черневский храм построен в данной типологии одним из последних и одним из самых простых по формам и декору. Видимо, стольники Таракановы не могли себе позволить сделать богатый белокаменный декор, к тому же уже вышедший из моды к 1720-м гг. Большинство храмов этого типа не имели отдельно стоящих колоколен, были «иже под колоколы», то есть церковный купол имел ярус звона. По-видимому, у Черневского храма также первоначально звонница находилась в куполе, переделанном в XIX веке. Колокольню пристроили при Н. Д. Черткове.

Интересно описание села Чернево, данное в «Экономических примечаниях» 1770-х годов:

«Село Чернево расположено на овраге. В селе церковь каменная во имя Рождества Христова. Господский дом деревянный на каменном фундаменте. При нём сад регулярный с плодовитыми деревьями, три пруда на овраге, в них рыба: караси и лини, которые, как и плоды, употребляются для домашнего расходу. Земля иловатая, на ней лучше родится овёс, а ячмень, рожь, пшеница и сенные покосы посредственны. Лес еловый, берёзовый, осиновый – в строение годный, в отрубе в 3–4 вершка, вышиною в 4 сажени. В нём звери: лисицы и зайцы; птицы: соловьи, скворцы, дрозды, тетерева и чижи, а в полях – перепелы… Крестьяне состоят на изделье, земли помещика пашут по 55 десятин в поле. Промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы прядут лён, шерсть и ткут холсты и сукна для своего употребления».

Известно, что черневские крестьяне попросили приписать храм к близлежащему Введенскому в селе Ивановском, так как не успевали обрабатывать церковные земли, с соответствующим прошением к митрополиту Платону обращался в 1800 году священник Василий Романов. Прошение было удовлетворено и Христорождественский храм был приписан к церкви в Ивановском.

В 1812 году по Калужскому тракту отступали французы, среди местных жителей долго бытовала легенда о том, что заночевавший в этих краях знаменитый маршал Ней впопыхах оставил здесь свою саблю и черновые листки на французском, а в Большом Бутовском пруду вообще покоится на дне несметный французский клад. В районе Потапово существовали долгое время могилы погибших французов. А в Чернево во время кампании Наполеона у священника была похищена ставленническая грамота.

В 1830-х–1850-х годах имение принадлежало генерал-лейтенанту Николаю Дмитриевичу Черткову (1794—1852), командиру Тверского драгунского полка, основавшему в Воронеже Михайловский кадетский корпус. Его брат Александр Дмитриевич Чертков был известным историком, основателем знаменитой Чертковской библиотеки, переданной после его смерти в Исторический музей. Их усадебный дом не сохранился, и когда его уничтожили, неизвестно. В конце XIX века имение делится на две части, которые называются по фамилиям приобретших их помещиков – «Лебедево» и «Шубино».

Последним настоятелем храма был отец Николай Воронцов, служивший также директором и учителем церковно-приходских школ в Чернево и Воскресенском. У отца Николая было пятеро детей, женат он был на дочери священника Иоанна Воздвиженского, служившего в храме до него.

345_portret_12
Новомученик Николай Воронцов

После революции какое-то время храм продолжал существовать как сельский приходской. Вокруг него сформировалось сельское кладбище. А в конце 1930-х годов службы в церкви прекратились. Отец Николай был расстрелян 8 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

По воспоминаниям родственников, отец Николай до последнего был предан своей вере и никогда не отказывался от священнического звания, хотя и вынужден был работать после закрытия храма на заводе.
Здание церкви оставалось нетронутым еще в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов, а в 1970-е жители села установили у кладбища памятник своим погибшим на войне односельчанам.

1950-1975. Из книги «Памятники архитектуры Московской Области» М 1975

В 1974 году храм внесен в списки памятников архитектуры, состоящих под охраной государства, но к тому времени он был уже настолько разграблен, что не осталось и покрытия полов.

Современная жизнь храма Рождества Христова в Черневе ведет отсчет с 1989 когда храм вновь был передан Русской Православной Церкви. С 1993 года, начиная с первых молебнов возле храма, в нем возобновились регулярные богослужения. Настоятелем храма тогда был назначен отец Игорь Федоров. С 1995 г. храм стал Патриаршим подворьем. За 23 года настоятельства отца Игоря храм полностью восстановлен, территория благоустроена, а рядом построено здание воскресной школы.

В каталоге «Памятники архитектуры Московской области» написано: «От Москвы с Курского вокзала до станции Бутово – 30 км, далее пешком 4 км». Именно так и приходилось добираться до деревни Чернево еще 20–25 лет назад. А сейчас рядом с местом, где стоит храм Рождества Христова в Черневе, проходит линия «легкого метро». Самой деревни уже не осталось, только храм, кладбище, запруженная речка – приток Чечёры, да несколько старинных лип.


 

Источники: 

  1. Николаева М.В. Очерки истории частного строительства в Петровское время. // Частное строительство в Москве и Подмосковье. Первая четверть XVIII в. Подрядные записи. Т. I. М., 2003. № 350. С. 289-383.
  2. Каталог «Памятники архитектуры Московской области».