ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ УЛОВИЧ — РОДНОЙ ДЕДУШКА НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ УЛОВИЧА

Подготовил протоиерей Олег Ковалев

Фото из личного архива Уловичей

Газета «Летопись Православия», епархиальная, июньский номер. Прот. Олег Ковалёв, газета «Летопись Православия» (Запорожская епархия УПЦ).

 

Протоиерей Николай Улович

В феврале 1870 года настоятелем храма во имя Архистратига Божия Михаила села Погореловка Селищской волости Ровенского уезда Волынской губернии стал священник Пётр Филимонович Улович, который за полгода до этого окончил Волынскую духовную семинарию.

Он был продолжателем духовной сословной династии. Священ­ником был его отец — Филимон Иоаннович, священником был его брат — Аркадий Филимонович, священниками стали впоследствии двое его сыновей. Всего же среди выпускников Волынской семинарии значится четыр­надцать человек с фамилией Улович.

Церковь, в которой отцу Петру вы­пало служить долгие годы, была дере­вянной, построенной в 1726 году на средства помещика — владельца села. Несмотря на ремонт, произведенный в 1843 году, храм был довольно ветхим. Такими же ветхими были дома церков­ного причта. Село было небольшим — в двести дворов, население — бедным, денег, выделяемых из казны, было недо­статочно. 8 декабря 1873 года отец-настоятель пишет письмо Ф.М. Достоев­скому, предки которого в течение двух столетий сами жили на Волыни, и о котором шла молва, что он старается помогать всем, кто за помощью к нему обращался. В письме священник опи­сывает бедственное положение прихода. . «При поступленіи моемъ на настоящій приходъ въ Церкви я засталъ ужасней­шую бѣдность. Такъ напр<имѣръ> Церковь обмазана бѣлою глиною, иконостасъ въ ней весьма старинный… Церковно-богослужебныхъ книгь ре­шительно нѣтъ… Ризъ и другихъ облаченій іерейскихъ нѣтъ, за исключеніемъ одной… Евангеліе въ одномъ экземпляре, весьма старое, порванное и истертое. Одежды на жертвен н и къ почти нѣтъ… Бѣдность невообрази­мая!»»’. (1). Пишет и о причинах этой бед­ности: бедные болотистые и песчаные земли, бедное население…

«Сколько я не старался и не ста­раюсь помочь чѣмъ-нибудь Церкви, о благолѣпіи которой моя обязанность заботиться, но недостатокъ средствъ мѣшаетъ мнѣ исполнить самыя благія намѣренія и начинанія» (2).

И дальше отец Пётр излагает суть своей про­сьбы: если бы известный писатель смог сообщить ему имя и фамилию ка­кого-нибудь московского или петербургского купца, известного своей благо­творительностью, чтобы просить о денежном вспо­можении приходу. Есть основания полагать, что прошение это было исполнено(3).

В этом селе в 1872 году и родился бу­дущий священник Николай Петрович Улович. Мать его звали Ольгой Иоанновной. Несмотря на бедность, родите­ли нашли средства, чтобы он, как и его брат Вячеслав, окончили ту же Волын­скую духовную семинарию, где обучал­ся их отец, дед и другие представители духовной династии Уловичей. Успешно окончив семинарию в 1893 году и приняв священный сан, отец Николай служит в Петро-Павловском храме села Новачиха Хорольского уезда Полтавской губернии, неся послушание за­коноучителя местной школы, а также — Ромоданского железно­дорожного Министерского учи­лища.

1 марта 1907 года его на­граждают набедренником «за благовлиятельное пастырское служение»(4). Вскоре он решает продолжить учёбу и поступает в Киевскую духовную академию, которую успешно оканчивает в 1911 году со званием кандидата богословия за работу «Ветхоза­ветный элемент в богослужении Православной Христианской Церкви». 21 мая того года его назначают штатным священни­ком храма в честь Преображения Господня го­рода Прилук той же Полтавской гу­бернии (4).

Знания, полу­ченные в акаде­мии, отец Нико­лай употребляет не только в своём священническом служении, но и в делах просвеще­ния. Его статьи регулярно печа­таются в «Полтав­ских епархиаль­ных ведомостях». Вот, например, что он пишет в статье о предстоящем прославлении Святи­теля Иосафа, епископа Белгородского, который родился в Прилуках и семь лет своего служения посвятил обустройству Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, который находил­ся в Полтавской губернии: : «Когда следишь за жизнью этого великого святителя, уроженца Малороссіи, то поражаешься двум вещамъ: во первыхъ, какъ много онъ болелъ своимъ великимъ сердцемъ о красоте храмовъ, боголепіи богослуженій, исполненіи церковныхъ уставов въ родномъ городе и в любимомъ Мгарскомъ ГІреображенскомъ монастыре, и во вторыхъ полному звбвенію святителемъ себя, своихъ немощей на родине, куда он часто заезжалъ, а также въ томъ монас­тыре, котораго постройка, красота и роскошныя древесныя насажденія связаны съ этимъ приснопамятнымъ для всей Православной русской цер­кви именемъ… По всей земли русской скоро-скоро разойдутся образа свят. Іосафа; на нихъ будутъ взи­рать съ такою же любовью и упованіемъ, какъ сейчасъ смотрятъ на иконы преп. Серафима и святителя Феодосія (Углицкаго)» (6). А вот что пишут эти же епархи­альные ведомости о чтени­ях, посвящённых Святи­телю Иосафу: «Къ пріезду Преосвященнаго залъ уезднаго земскаго собранія былъ наполненъ публикой, собравшейся послушать лекцію священника Уловича… Чтение, интересное по содержанію, выслушано съ большымъ вніманіемъ» (7).

В конце 1911 года отца Николая на­значают законоучителем Лубенской учи­тельской семинарии. Вот какие слова были сказаны ему благодарными при­хожанами по случаю его отъезда: «Вы, дорогой отецъ Николай, съ такою силою и убеждениемъ произносили проповеди, что они всегда проходили черезъ наше сердце и в глубочайшихъ тайникахъ его порождали любовь къ Богу и къ ближ­нему… Каждый разъ душа каждаго какъ будто освещалась какимъ-то яркимъ светомъ после беседы или встречи съ Вами… Въ знакъ трогательнаго нашего разставанія, неизменнаго расположенія и любви къ Вамъ приимите отъ насъ образъ Святителя Іоасафа Белгородскаго, изъ Прилукъ произшедшаго и по преданію крестившагося въ нашей Преображенской церкви. Пусть Святитель Іоасафъ будетъ Вашимъ небеснымъ покровителемъ. Да пошлетъ Вамъ Господь по молитвамъ Святителя Іоасафа все, чего Вы простите у Бога». Статья, в которой записаны эти трога­тельные слова, заканчивается так: «Да… есть еще на Святой Руси такіе редкіе, удивительные, сердечные священни­ки…» (8). Местом служения с 1 сентября 1912 года отцу Николаю определяется храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы города Полтава, что на По­доле.

Священник Николай Улович в кругу семьи

Может быть, так и служил бы свя­щенник в этом храме долгие годы, препо­давал бы в семинарии, но грянул 1917 год с его потрясениями, с октябрьским пере­воротом, последствия которого измени­ли жизнь многих священнослужителей. В 1919 году отец Николай с супругой Ве­рой Григорьевной, сыновьями Серафи­мом и Филимоном, дочерью Любовью перебирается в г. Большой Томкак Бердянского уезда Таврической губернии.

Архиепископом Таврическим и Сим­феропольским Димитрием (Абашидзе), будущим священноисповедником, он был поставлен священником Свято- Троицкого храма. Трудно было право­славному священнику понять и принять мероприятия «народной власти» в от­ношении Церкви. Когда город заняла армия генерала Врангеля, то он, по справке, выданной впоследствии мест­ным сельсоветом, встречал барона со свитой «хлебом и солью», перед боем с красными благословлял врангелевские войска на победу Красной армии и советской власти. За это советская власть, которая вскоре установилась в Большом Токмаке, обвинила священника по трём пунктам: 1) в контрреволюционной деятельности и активной помощи барону Врангелю; 2) в сокрытии цер­ковных ценностей, чтобы не дать возможности помочь голодающим; 3) в умышлен­ном авантюристском вве­дении в заблуждение крес­тьянских масс частицами мощей святых. За все эти «злодеяния» перед властью победившего пролетариата священника должны были приговорить к расстрелу, но внезапно, 9 ноября 1922 года, Запорожский губерн­ский ревтрибунал дело свя­щенника Николая Уловича прекратил по амнистии, объявленной в честь пятиле­тия октябрьского переворота (9).

После этого священника арестовы­вали ещё четырежды. В 1936 году дело дошло до суда. Его обвиняли в том, что он, «будучи антисоветски настроен, имея за границей… родственников, про­водил активную антисоветскую и контр­революционную работу среди населения Б-Токмакского района, сгруппировав вокруг себя церковников и духовенство, которые по его указанию занимались за­пугиванием населения и распростране­нием лживых провокационных слухов». Суд приговорил отца Николая, а с ним и «сгруппированных им» священников Димитрия Негеевича и Амвросия Коломойца, а также двух мирян — Тало­на Басенко и Димитрия Губенко к за­ключению в исправительно-трудовых лагерях в отдалённых местах Союза «без конфискации имущества за не­имением такового». «Главный заговор­щик» получил 5 лет, остальные свя­щенники — по 4, миряне — по 3 года.

Протоиерей Николай Улович, 1933 год

Так все три священника оказались в Казахстане, в Кокшетауской сельхоз колонии НКВД. Наступил 1937 год, когда количество «врагов народа», по теории Сталина об усилении клас­совой борьбы по мере «углубления социалистического строительства» должно было многократно возрасти. И все три священнослужителя оказа­лись в числе этих пресловутых «врагов». 3 декабря они были арестованы. Им вменялось в вину, что они «…находясь в заключении, систематически прово­дили антисоветскую к-р агитацию сре­ди заключённых, направленных на ком­прометацию мероприятий Советской власти и руководителей партии и пра­вительства». На допросах все трое эти нелепые обвинения отвергали. Но это был уже не 1936 год, когда следствие в течение нескольких месяцев как-то пы­талось имитировать «справедливое рас­следование» с доказательство вины, а дело рассматривал суд. В 37-м было не до этого, дел было очень много, репрессив­ная машина работала, как хорошо отла­женный механизм. Уже через день, 5 де­кабря, тройка УНКВД Северо-Казахстанской области выносит приговор: Уловича Николая Петровича, Негее­вича Дмитрия Петровича, Коломойца Амвросия Васильевича «заключить в ИТЛ сроком на 10 лет».

Справок об освобождении всех троих священнослужителей нет, дальнейшая их судьба, к сожалению, неизвестна.

В 90-х годах прошлого века все они были реабилитированы по обоим уго­ловным делам.

Иеромонах Агафангел с Московского Валаамского подворья, протоиерей Николай Улович (внук отца Николая) — в центре, протоиерей Олег Ковалев. Нижняя Ореанда, 2019 год

  • РО ИРЛИ. Ф. №29875. Л. 1-3 об.
  • Там же.
  • Н.Л. Шилова. Полесский священник Петр Улович — корреспондент Ф.М. Достоевского.
  • Полтавские епархиальные ведомости №32 за 1901 г., № 10, 24-24 за 1907 г.
  • Полтавские епархиальные ведомости №17 за 1911 г.
  • К предстоящему прославленію Святи­теля Іосафа (Горленко), епископа Белгородскаго. Полтавские епархиальные ведомости №20 за 1911 г.
  • На родине Святителя Іосафа, Белгородскаго Чудотворца. Полтавские епархиальные ведомости №34 за 1911 г.
  • Полтавские епархиальные ведомости №35 за 1911 г.
  • В. Стойчев, І. Стойчева. СВЯЩЕНИКА УЛОВИЧА ВРЯТУВАЛА АМНІСТІЯ… «Реабілітовані історією», книга 6. Запоріжжя 2013 С. с. 102-104.

 

Дорогие братия и сестры!

Настоятельно просим!

При копировании данных на на другие web-страницы, или социальные сети, убедительная просьба: СОХРАНЯТЬ ТЕКСТ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ПРАВОК!

Спаси всех Господь!

 

Scroll to top