День Святой Троицы – Пятидесятницы

23 июня 2024 Церковь празднует День Святой Троицы — один из двунадесятых праздников, переходящий, главнейший после Пасхи. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян.2:1-6).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, для каждого из слушателей проповедь звучала на его родном языке. Первая многоязычная проповедь апостолов стала днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных в Единое Тело Христово.

В древности существовал обычай крестить в этот день оглашенных в память о том, как после апостольской проповеди крестилось три тысячи человек, поэтому в праздничной Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…».

«И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:40-42).

Храмы и дома принято украшать зеленью – молодыми ветками берёзы, травами и цветами. Духовенство облачаются в зелёные одежды.

По сложившийся традиции День Святой Троицы начинают отмечать накануне – вечером в родительскую субботу. На следующее утро, сразу после Литургии, совершается Вечерня.

Проповедь настоятеля храма протоиерея Николая по окончанию праздничной Литургии:

Дорогие браться и сестры!
Поздравляю вас с великим днем Святой Троицы, Пятидесятницы!
Когда Дух Святой сошел на апостолов, тогда началась жизнь Церкви Христовой — это первый день ее бытия земного. Кому Церковь мать, тот празднуют сегодня как свой день рождения. Потому что мы родились от воды и Духа и вошли в таинственную благодатную жизнь и живем этой жизнью, просвещаемся.
Благодать как кислород, без нее невозможна жизнь тела, так и невозможна жизнь души без Благодати. Если человек обращается к Богу, ищет Бога, стремится ко спасению, то он приходит в Церковь и здесь находит Благодать и силу, здесь ему дается возможность соединиться и спасаться и освящаться.
Господь воплотился в человека для того, чтобы обожить человека и сделать его Богом по Благодати. Нам поставлена сверхъестественная задача стремиться к обоживанию, чтобы мы стремились к соединению со Христом, чтобы мы стремились к этой святости, просвещались этим светом Благодати и милости Божьей. Но это все дается не просто так: это дается подвигом, терпением, самоотвержением.
Церковная жизнь это и есть самоотвержение, а духовная жизнь это крестоношение. Господь говорит: отвергни себя, возьми свой крест и иди за Мною. Мы не просто шествуем за Господом, а с самоотвержением, с самопринуждением. Царствие Божие требует понуждение людей. Кто это испытал, здесь стоящие знают, что именно так, а не красивые слова. Это образ жизни. Благодать Божия требует усилия, труда, усердия, тщательности, всецелого погружения. Человек должен все оставить, все пренебречь для того, чтобы искать только Царствие Божие «едино на потребу». Мы пытаемся это делать, но не всегда у нас получается — мы снова каемся, стараемся искать Царствия Божия.
Храни Вас Господь, Матерь Божия!

Scroll to top