Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа по новому стилю Православная Церковь празднует один из двунадесятых праздников: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Торжественную службу предваряет один день предпразднства. Преображение – Господский праздник. Божественную Литургию, а накануне и Всенощное бдение, совершил настоятель храма Рождества Христова в Черневе протоиерей Николай Улович.

Согласно Евангельскому тексту, Преображение Господне произошло за сорок дней до Пасхи, но Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа (за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.

Этот праздник — вспоминание о Евангельском событии, когда Иисус Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор и там преобразился перед ними — явил им Свою Божественность.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17:1-9).

Для всего еврейского народа явление двух самых авторитетных ветхозаветных праведников было свидетельством Божественного происхождения Христа, опровергло слухи о том, что Иисус Христос пророк Илия и показало, что Христос действительно Мессия. Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося Апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – доски с десятью заповедями. У их ног – Апостолы. В нашем храме имеется такая фреска.

В этот день церковный устав, пришедший к нам из Средиземноморья, предписывает благословлять «плод лозный новый» и «причаститься гроздия в шестый день августа», но на Руси по климатическим причинам пришлось заменить виноград на яблоки, отсюда распространенное народное название праздника – Яблочный Спас.

Тропарь праздника, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

По окончанию праздничной Литургии настоятель храма протоиерей Николай обратился к прихожанам с проповедью:

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с великим днем Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Иисус Христос преображением явил ученикам Cвою Божественную природу и силу, которая в нем действует. И мы причащаемся этой силе, но к сожалению, не происходит в нас такое преображение, а должно произойти. Мы должны стремиться к преображению. Чтобы мы не только о плодах земных пеклись (сейчас было освящение плодов), но чтобы в нас пребывали плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, воздержание, милосердие, кротость, благость. Все плоды Духовные, все добродетели Христианские, которые должны являть для всех и для нас самих, что мы преображаемся, просвещаемся, движемся и в нас происходит работа Духа Святого.
Давайте работать, трудиться, заботиться не только о яблоках и винограде, но и всех добродетелях Христианских — чтобы мы сами стали плодоносными деревьями. Не как та смаковница, у которой не было плода и она усохла. Не дай Бог. Будем плодоносить плодами Духа Святаго, которые дает нам Господь. Ныне и присно и во веки веков! Аминь!
Поздравляем причастников с принятием святых Христовых Тайн!

Scroll to top