Подготовил протоиерей Олег Ковалев
Фото из личного архива Уловичей
Газета “Летопись Православия”, епархиальная, июньский номер. Прот. Олег Ковалёв, газета “Летопись Православия” (Запорожская епархия УПЦ).
Протоиерей Николай Улович
В феврале 1870 года настоятелем храма во имя Архистратига Божия Михаила села Погореловка Селищской волости Ровенского уезда Волынской губернии стал священник Пётр Филимонович Улович, который за полгода до этого окончил Волынскую духовную семинарию.
Он был продолжателем духовной сословной династии. Священником был его отец — Филимон Иоаннович, священником был его брат — Аркадий Филимонович, священниками стали впоследствии двое его сыновей. Всего же среди выпускников Волынской семинарии значится четырнадцать человек с фамилией Улович.
Церковь, в которой отцу Петру выпало служить долгие годы, была деревянной, построенной в 1726 году на средства помещика — владельца села. Несмотря на ремонт, произведенный в 1843 году, храм был довольно ветхим. Такими же ветхими были дома церковного причта. Село было небольшим — в двести дворов, население — бедным, денег, выделяемых из казны, было недостаточно. 8 декабря 1873 года отец-настоятель пишет письмо Ф.М. Достоевскому, предки которого в течение двух столетий сами жили на Волыни, и о котором шла молва, что он старается помогать всем, кто за помощью к нему обращался. В письме священник описывает бедственное положение прихода. . «При поступленіи моемъ на настоящій приходъ въ Церкви я засталъ ужаснейшую бѣдность. Такъ напр<имѣръ> Церковь обмазана бѣлою глиною, иконостасъ въ ней весьма старинный… Церковно-богослужебныхъ книгь решительно нѣтъ… Ризъ и другихъ облаченій іерейскихъ нѣтъ, за исключеніемъ одной… Евангеліе въ одномъ экземпляре, весьма старое, порванное и истертое. Одежды на жертвен н и къ почти нѣтъ… Бѣдность невообразимая!»”’. (1). Пишет и о причинах этой бедности: бедные болотистые и песчаные земли, бедное население…
«Сколько я не старался и не стараюсь помочь чѣмъ-нибудь Церкви, о благолѣпіи которой моя обязанность заботиться, но недостатокъ средствъ мѣшаетъ мнѣ исполнить самыя благія намѣренія и начинанія» (2).
И дальше отец Пётр излагает суть своей просьбы: если бы известный писатель смог сообщить ему имя и фамилию какого-нибудь московского или петербургского купца, известного своей благотворительностью, чтобы просить о денежном вспоможении приходу. Есть основания полагать, что прошение это было исполнено(3).
В этом селе в 1872 году и родился будущий священник Николай Петрович Улович. Мать его звали Ольгой Иоанновной. Несмотря на бедность, родители нашли средства, чтобы он, как и его брат Вячеслав, окончили ту же Волынскую духовную семинарию, где обучался их отец, дед и другие представители духовной династии Уловичей. Успешно окончив семинарию в 1893 году и приняв священный сан, отец Николай служит в Петро-Павловском храме села Новачиха Хорольского уезда Полтавской губернии, неся послушание законоучителя местной школы, а также — Ромоданского железнодорожного Министерского училища.
1 марта 1907 года его награждают набедренником «за благовлиятельное пастырское служение»(4). Вскоре он решает продолжить учёбу и поступает в Киевскую духовную академию, которую успешно оканчивает в 1911 году со званием кандидата богословия за работу «Ветхозаветный элемент в богослужении Православной Христианской Церкви». 21 мая того года его назначают штатным священником храма в честь Преображения Господня города Прилук той же Полтавской губернии (4).
Знания, полученные в академии, отец Николай употребляет не только в своём священническом служении, но и в делах просвещения. Его статьи регулярно печатаются в «Полтавских епархиальных ведомостях». Вот, например, что он пишет в статье о предстоящем прославлении Святителя Иосафа, епископа Белгородского, который родился в Прилуках и семь лет своего служения посвятил обустройству Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, который находился в Полтавской губернии: : «Когда следишь за жизнью этого великого святителя, уроженца Малороссіи, то поражаешься двум вещамъ: во первыхъ, какъ много онъ болелъ своимъ великимъ сердцемъ о красоте храмовъ, боголепіи богослуженій, исполненіи церковныхъ уставов въ родномъ городе и в любимомъ Мгарскомъ ГІреображенскомъ монастыре, и во вторыхъ полному звбвенію святителемъ себя, своихъ немощей на родине, куда он часто заезжалъ, а также въ томъ монастыре, котораго постройка, красота и роскошныя древесныя насажденія связаны съ этимъ приснопамятнымъ для всей Православной русской церкви именемъ… По всей земли русской скоро-скоро разойдутся образа свят. Іосафа; на нихъ будутъ взирать съ такою же любовью и упованіемъ, какъ сейчасъ смотрятъ на иконы преп. Серафима и святителя Феодосія (Углицкаго)» (6). А вот что пишут эти же епархиальные ведомости о чтениях, посвящённых Святителю Иосафу: «Къ пріезду Преосвященнаго залъ уезднаго земскаго собранія былъ наполненъ публикой, собравшейся послушать лекцію священника Уловича… Чтение, интересное по содержанію, выслушано съ большымъ вніманіемъ» (7).
В конце 1911 года отца Николая назначают законоучителем Лубенской учительской семинарии. Вот какие слова были сказаны ему благодарными прихожанами по случаю его отъезда: «Вы, дорогой отецъ Николай, съ такою силою и убеждениемъ произносили проповеди, что они всегда проходили черезъ наше сердце и в глубочайшихъ тайникахъ его порождали любовь къ Богу и къ ближнему… Каждый разъ душа каждаго какъ будто освещалась какимъ-то яркимъ светомъ после беседы или встречи съ Вами… Въ знакъ трогательнаго нашего разставанія, неизменнаго расположенія и любви къ Вамъ приимите отъ насъ образъ Святителя Іоасафа Белгородскаго, изъ Прилукъ произшедшаго и по преданію крестившагося въ нашей Преображенской церкви. Пусть Святитель Іоасафъ будетъ Вашимъ небеснымъ покровителемъ. Да пошлетъ Вамъ Господь по молитвамъ Святителя Іоасафа все, чего Вы простите у Бога». Статья, в которой записаны эти трогательные слова, заканчивается так: «Да… есть еще на Святой Руси такіе редкіе, удивительные, сердечные священники…» (8). Местом служения с 1 сентября 1912 года отцу Николаю определяется храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы города Полтава, что на Подоле.
Священник Николай Улович в кругу семьи
Может быть, так и служил бы священник в этом храме долгие годы, преподавал бы в семинарии, но грянул 1917 год с его потрясениями, с октябрьским переворотом, последствия которого изменили жизнь многих священнослужителей. В 1919 году отец Николай с супругой Верой Григорьевной, сыновьями Серафимом и Филимоном, дочерью Любовью перебирается в г. Большой Томкак Бердянского уезда Таврической губернии.
Архиепископом Таврическим и Симферопольским Димитрием (Абашидзе), будущим священноисповедником, он был поставлен священником Свято- Троицкого храма. Трудно было православному священнику понять и принять мероприятия «народной власти» в отношении Церкви. Когда город заняла армия генерала Врангеля, то он, по справке, выданной впоследствии местным сельсоветом, встречал барона со свитой «хлебом и солью», перед боем с красными благословлял врангелевские войска на победу Красной армии и советской власти. За это советская власть, которая вскоре установилась в Большом Токмаке, обвинила священника по трём пунктам: 1) в контрреволюционной деятельности и активной помощи барону Врангелю; 2) в сокрытии церковных ценностей, чтобы не дать возможности помочь голодающим; 3) в умышленном авантюристском введении в заблуждение крестьянских масс частицами мощей святых. За все эти «злодеяния» перед властью победившего пролетариата священника должны были приговорить к расстрелу, но внезапно, 9 ноября 1922 года, Запорожский губернский ревтрибунал дело священника Николая Уловича прекратил по амнистии, объявленной в честь пятилетия октябрьского переворота (9).
После этого священника арестовывали ещё четырежды. В 1936 году дело дошло до суда. Его обвиняли в том, что он, «будучи антисоветски настроен, имея за границей… родственников, проводил активную антисоветскую и контрреволюционную работу среди населения Б-Токмакского района, сгруппировав вокруг себя церковников и духовенство, которые по его указанию занимались запугиванием населения и распространением лживых провокационных слухов». Суд приговорил отца Николая, а с ним и «сгруппированных им» священников Димитрия Негеевича и Амвросия Коломойца, а также двух мирян — Талона Басенко и Димитрия Губенко к заключению в исправительно-трудовых лагерях в отдалённых местах Союза «без конфискации имущества за неимением такового». «Главный заговорщик» получил 5 лет, остальные священники — по 4, миряне — по 3 года.
Протоиерей Николай Улович, 1933 год
Так все три священника оказались в Казахстане, в Кокшетауской сельхоз колонии НКВД. Наступил 1937 год, когда количество «врагов народа», по теории Сталина об усилении классовой борьбы по мере «углубления социалистического строительства» должно было многократно возрасти. И все три священнослужителя оказались в числе этих пресловутых «врагов». 3 декабря они были арестованы. Им вменялось в вину, что они «…находясь в заключении, систематически проводили антисоветскую к-р агитацию среди заключённых, направленных на компрометацию мероприятий Советской власти и руководителей партии и правительства». На допросах все трое эти нелепые обвинения отвергали. Но это был уже не 1936 год, когда следствие в течение нескольких месяцев как-то пыталось имитировать «справедливое расследование» с доказательство вины, а дело рассматривал суд. В 37-м было не до этого, дел было очень много, репрессивная машина работала, как хорошо отлаженный механизм. Уже через день, 5 декабря, тройка УНКВД Северо-Казахстанской области выносит приговор: Уловича Николая Петровича, Негеевича Дмитрия Петровича, Коломойца Амвросия Васильевича «заключить в ИТЛ сроком на 10 лет».
Справок об освобождении всех троих священнослужителей нет, дальнейшая их судьба, к сожалению, неизвестна.
В 90-х годах прошлого века все они были реабилитированы по обоим уголовным делам.
Иеромонах Агафангел с Московского Валаамского подворья, протоиерей Николай Улович (внук отца Николая) – в центре, протоиерей Олег Ковалев. Нижняя Ореанда, 2019 год
- РО ИРЛИ. Ф. №29875. Л. 1-3 об.
- Там же.
- Н.Л. Шилова. Полесский священник Петр Улович — корреспондент Ф.М. Достоевского.
- Полтавские епархиальные ведомости №32 за 1901 г., № 10, 24-24 за 1907 г.
- Полтавские епархиальные ведомости №17 за 1911 г.
- К предстоящему прославленію Святителя Іосафа (Горленко), епископа Белгородскаго. Полтавские епархиальные ведомости №20 за 1911 г.
- На родине Святителя Іосафа, Белгородскаго Чудотворца. Полтавские епархиальные ведомости №34 за 1911 г.
- Полтавские епархиальные ведомости №35 за 1911 г.
- В. Стойчев, І. Стойчева. СВЯЩЕНИКА УЛОВИЧА ВРЯТУВАЛА АМНІСТІЯ… «Реабілітовані історією», книга 6. Запоріжжя 2013 С. с. 102-104.
Дорогие братия и сестры!
Настоятельно просим!
При копировании данных на на другие web-страницы, или социальные сети, убедительная просьба: СОХРАНЯТЬ ТЕКСТ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ПРАВОК!
Спаси всех Господь!